Fake news РІСЃРµ возрасты РїРѕРєРѕСЂРЅС‹ - Кто ведется РЅР° вымышленные новости Рё почему - "Коммерсантъ" - Р?здательский Дом КоммерсантЪ.

12:21 12.01.2019
(обновлено: 12:21 12.01.2019)

Президентские выборы в США 2016 года сделали выражение «fake news» одним из самых часто употребляемых и не нуждающимся в переводе. Оно даже было признано составителями Collins Dictionary понятием 2017 года. Ученые же пытаются выяснить, насколько сильно фейковые новости влияют на восприятие людьми действительности и кто подвержен этому влиянию больше всего.


Вскоре после президентских выборов 2016 года Pew Research Center провел опрос, в результате которого выяснились два важнейших момента. Первый заключался в том, что большинство американцев (64%) считали, что фейковые новости очень сильно влияют на восприятие событий. Второй момент фактически противоречил первому: 84% опрошенных заявили тогда, что способны отличить, где правда, а где вымысел.

Впрочем, довольно быстро выяснилось, что уверенность участников опроса в собственных силах была не совсем оправданной. В ходе еще одного опроса, проведенного теперь уже в июне 2018 года исследовательской компанией YouGov, 40% респондентов в США признались, что периодически принимают фейковые новости за правду и только потом узнают, что их обманули.

Примерно такой же неоднозначный ответ ученые получили и пытаясь выяснить, кто больше всего подвержен влиянию фейковых новостей. На этой неделе в журнале Science Advances было опубликовано исследование группы ученых из Принстонского и Нью-Йоркского университетов, которые нашли ответ на этот вопрос, причем, кажется, более чем правдоподобный: наиболее подверженная влиянию фейковых новостей категория людей — пожилые люди в возрасте от 65 лет.

Р?сследование проводилось СЃ участием 3500 пользователей сети Facebook, которая стала РѕРґРЅРёРј РёР· главных каналов распространения дезинформации. Проанализировав поведение пользователей РІ соцсети, исследователи выяснили, что лишь 8,5% РёР· РЅРёС… делились РєРѕРіРґР°-то фейковой новостью Сѓ себя РІ ленте. РџСЂРё этом среди пользователей старше 65 лет доля таких людей составила 11%, Р° среди молодежи (18–29 лет) — всего лишь 3%. РџСЂРё этом тенденция, РїРѕ словам РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· авторов исследования, Р­РЅРґСЂСЋ Гесса, сохранялась Рё РІ том случае, если убирались такие факторы, как партийные Рё идеологические предпочтения. «Для меня это стало неожиданностью»,— заметил РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ Гесс РІ интервью The Verge.

Как производят и распространяют фейковые новости
Как производят и распространяют фейковые новости

Впрочем, РІСЃРµ оказалось РЅРµ столь СѓР¶ Рё безусловным. Р?сследование, Рѕ котором рассказал Science Advances, проходило только РЅР° базе пользователей Facebook РІ 2016 РіРѕРґСѓ, РІ период перед Рё после президентских выборов, РєРѕРіРґР° fake news были относительной РЅРѕРІРёРЅРєРѕР№. РљСЂРѕРјРµ того, определенную роль должно было сыграть Рё традиционное поведение пользователей ФБ: молодежь скорее будет делиться СЃРІРѕРёРјРё новостями, музыкой Рё фотографиями, Р° РЅРµ публикациями РЎРњР?, Р±СѓРґСЊ РѕРЅРё правдивые или нет.

Более позднее, более широкое и менее привязанное к поведению в Facebook исследование YouGov показало совершенно иной результат: 41% американцев в возрасте от 18 до 34 лет, выяснили исследователи, хотя бы однажды поверил лживой новости. Среди пожилых людей (старше 65 лет) этот показатель 44%. То есть разница между этими двумя возрастными категориями невелика. Ключевую же роль играл не возраст, а приверженность к тому или иному источнику информации. Так, среди тех, кто предпочитает узнавать новости в интернете, поверили хотя бы раз в фейковую новость 33% опрошенных. А среди тех, кто предпочитают узнавать о событиях по телевизору,— 43%.

Фактически было доказано, что люди, для которых интернет — предпочтительный источник новостей, вообще воспринимают новости более критично, чем те, кто привык получать новости посредством телевидения.

Так ли страшны фейковые новости и действительно ли они определили судьбу президентских выборов в США? На этот вопрос попытались ответить научные сотрудники Государственного университета Огайо. Они провели опрос среди тех, кто был приверженцем демократов и поддерживал на предыдущих выборах Барака Обаму.

Р?сследование показало, что те, кто поверили РІ фальшивые новости, широко распространявшиеся РІ социальных сетях РІ С…РѕРґРµ избирательной кампании, проголосовали Р·Р° Дональда Трампа. Р’ РѕРїСЂРѕСЃ были включены три фейковые истории: РґРІРµ, направленные против Хиллари Клинтон, Рё РѕРґРЅР°, выставляющая РІ положительном свете Дональда Трампа. Р?Р· тех, кто РЅРµ поверил РЅРё РІ РѕРґРЅСѓ РёР· РЅРёС…, 89% отдали СЃРІРѕР№ голос кандидату РѕС‚ демократов. Среди поверивших хотя Р±С‹ РІ РѕРґРЅСѓ историю 61% проголосовал Р·Р° госпожу Клинтон. Р?Р· тех же, кто поверил РґРІСѓРј или трем фальшивым новостям, только 17% поддержали РЅР° выборах госпожу Клинтон.