Еще один вагон на север - Закон о расширении дальневосточных льгот на Арктику будет принят уже в 2019 году - Газета "Коммерсантъ" - Издательский Дом КоммерсантЪ.

00:00 10.04.2019
(обновлено: 00:00 10.04.2019)

Расширение до «дальневосточного» стандарта преференций инвесторам в арктической зоне России должно произойти с 2020 года, Госдума примет соответствующий законопроект в осеннюю сессию 2019 года. Эти преференции затем будут дополнительно расширены, а институты развития — докапитализованы под проекты в Арктике, сообщил вчера на Международном арктическом форуме Владимир Путин. Соседи РФ по Арктике вполне верят в реалистичность российских проектов в регионе и, возможно, поэтому акцентируют свое внимание на их экологических аспектах.


Вчера на Международном арктическом форуме (МАФ) говорили о планах распространить дальневосточные преференции инвесторам на арктическую зону России уже с 2020 года. МАФ проводится оператором федеральных форумов фондом «Росконгресс» в Санкт-Петербурге 9–10 апреля.

В 2019 году формат форума, ранее проводившегося в Архангельске, значительно расширен: в нем участвуют представители европейских стран—партнеров РФ по Арктическому совету — на уровне до президентского (Финляндия, Исландия) и премьерского (Норвегия, Швеция).

В этом году главной темой МАФ фактически стали перспективы и последствия российского проекта активизации освоения Арктики. Напомним, речь идет в первую очередь о производстве сжиженного природного газа (СПГ) в регионе, об увеличении грузоперевозок по Севморпути с подключением ресурсов «Росатома», а также о координации проектов в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке — логистических, энергетических, судостроительных и ряда других. Административно процесс выглядит как передача под контроль Минвостокразвития проектов в Арктике и объединение системы управления с проектами на Дальнем Востоке.

«Росатом» ставит целью перевозку к 2024 году по Севморпути 92,6 млн тонн грузов

Кроме этого, как подчеркнул вчера глава Минвостокразвития Александр Козлов, значительная часть средств нацпроектов будет потрачена на создание и восстановление социальной и прочей инфраструктуры в северных регионах. По оценке министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева, до 20% расходов по программам жилищного нацпроекта, связанного с ветхим жильем, будет приходиться именно на такие территории. Это легко объяснимо: населенные пункты в Арктике обычно слабо обеспечены любыми видами инфраструктуры, расходы на ее создание там кратно дороже, чем в любом другом регионе РФ. Ранее предполагалось, что основные расходы по развитию Арктики будут описаны в госпрограмме развития северных территорий (готовящейся уже не первый год), однако, по данным “Ъ”, на февральских совещаниях у вице-премьеров Юрия Трутнева и Максима Акимова уже обсуждалась «упаковка» трат по Арктике в расходы нацпроектов — несмотря на то что арктическая госпрограмма продолжает дорабатываться.

С переходом региона под контроль Минвостокразвития главная идея правительства — распространить основные работающие на Дальнем Востоке режимы (в первую очередь режим свободного порта, реализованный во Владивостоке, а также территорий опережающего развития) на арктическую зону. Владимир Путин, выступая вчера на форуме, объявил, что соответствующий законопроект будет обсуждаться Госдумой в осеннюю сессию этого года — это означает, что налоговые режимы будут действовать с 2020 года. Впрочем, на сессиях МАФ главы арктических регионов довольно открыто говорили о том, что «дальневосточные» льготы для более или менее активного освоения Арктики недостаточны. Их соображения, видимо, будут услышаны: готовится законопроект о расширении льгот именно для инвесторов в Арктику, предусматривающий специальные преференции. Кроме этого, Владимир Путин заявил о целевой докапитализации ряда институтов развития, в том числе Фонда развития Дальнего Востока, под арктические проекты.

Как Владимир Путин выступил на Арктическом форуме

Отметим, «новое освоение» Арктики предполагается в гораздо более спокойном режиме, чем в СССР в середине XX века. Так, Минстрой сейчас вполне готов в рамках своих программ поддерживать программы переселения жителей арктических территорий в регионы с более благоприятным климатом, вахтовое освоение ресурсов Арктики уже не рассматривается как сугубо временная схема. Никаких следов готовности Белого дома снять с бизнеса нагрузку в виде де-факто повышенных ставок соцплатежей в регионах Арктики (расширенный отпуск, оплата отдыха) на МАФ не обнаружено. Лишь богатые северные регионы способны сейчас самостоятельно стимулировать малый бизнес на Севере: выступление главы Якутии Айсена Николаева, сообщившего, что регион компенсирует имущественные налоги жителям своих заполярных территорий, было единственным в своем роде. Напомним, повышенная эффективная ставка соцплатежей наряду с дорогой логистикой и дефицитом рабочей силы считаются главными причинами практически нерешаемых проблем МСП на Севере и Дальнем Востоке.

Иностранные соседи РФ по Арктике, судя по всему, вполне верят в реалистичность перемен в регионе, в котором Россия ранее занимала очень пассивную позицию. Большинство выступавших представителей арктических стран (почти всегда — со ссылкой на проблемы глобального изменения климата) подчеркивали экологические риски проектов в Арктике и необходимость применения исключительно зеленых технологий. Их легко понять — предыдущий опыт освоения Арктики с точки зрения сохранения окружающей среды был исключительно травматичным.