Между Дальним Востоком и Крайним Севером - Минвостокразвития придется запустить независимые программы их освоения - "Коммерсантъ" - Издательский Дом КоммерсантЪ.

19:43 06.02.2019
(обновлено: 19:43 06.02.2019)

Дальнему Востоку по-прежнему не хватает развитой транспортной инфраструктуры, в частности погранпереходов на границе с Китаем, заявил вице-премьер Юрий Трутнев, подводя итоги привлечения инвестиций в макрорегион в прошлом году. При этом Минвостокразвития, расширившее полномочия за счет развития Арктики, теперь должно будет разработать для него систему преференций, отличную от дальневосточных льгот. Курировать эти вопросы в ведомстве будет замминистра Александр Крутиков.


По итогам 2018 года индекс промышленного производства в регионах Дальнего Востока составил 104,4%, а объем накопленных прямых иностранных инвестиций — $32 млрд, российские же инвестиции в регионе составляют 87% от их общего объема, сообщил вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. На социальную инфраструктуру из федерального бюджета уже выделено более 65,2 млрд руб., сообщил вице-премьер, пояснив, что на эти средства планируется построить 22 больницы, 31 школу, 33 спортивных объекта и 10 домов культуры (напомним, дальневосточные власти называли дефицит социальных объектов одним из препятствий для притока в макрорегион рабочей силы, необходимой для его развития).

Впрочем, само экономическое сотрудничество между Москвой и Токио на российском Дальнем Востоке, в том числе на Курилах, могло бы быть более активным — но пока прорывов нет, проект развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» также реализуется медленнее ожидаемого: у РФ пока нет сформулированной позиции китайской стороны, посетовал вице-премьер. «Основная цель коридоров связана с загрузкой наших портов. Эта работа пока продолжается, она идет несколько медленнее, чем хотелось бы, но мы будем стараться довести ее до конца»,— отметил чиновник.

МТК «Приморье-1» связывает приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию Гродеково, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. МТК «Приморье-2» соединяет китайскую провинцию Цзилинь (Чанчунь—Цзилинь—Хуньчунь) с портами Славянка, Зарубино и Посьет. Действующий железнодорожный участок от перехода Махалино—Хуньчунь до припортовой станции Сухановка (Зарубино) протяженностью около 60 км является ключевым звеном МТК.

Приток инвестиций и рост торгового оборота сдерживает и плохое состояние погранпереходов и транспортной инфраструктуры, отметил Юрий Трутнев. «Погранпереходы… находятся в неудовлетворительном состоянии. Пять переходов на территории Приморья, причем ключевых переходов, принадлежат частным структурам. Сейчас идет работа по их выкупу, все это нужно делать как можно быстрее»,— заявил полпред. Отметим, первый заместитель главы ФТС Руслан Давыдов ранее говорил о том, что вопросом модернизации переходов должен заниматься Росгранстрой.

Сколько бюджет выделил Фонду развития Дальнего Востока
Сколько бюджет выделил Фонду развития Дальнего Востока

Также господин Трутнев рассказал о том, как Минвостокразвития будет реализовывать полученные полномочия по развитию Арктики. В структуре ведомства этим будет заниматься замминистра Александр Крутиков (о том, как ведомство стало куратором Арктики, см. “Ъ” от 19 января). При этом он отметил, что система преференций, которую планируется внедрить в арктических территориях, из-за сложных условий в регионе не может повторять механизм, созданный на Дальнем Востоке, и должна быть новой. «В Арктике надо создавать систему преференций. Она не может быть зеркальной по отношению к Дальнему Востоку, она должна быть совершенно другой. Потому что в Арктике с инфраструктурой, с расстояниями, с погодными условиями все еще намного сложнее»,— пояснил вице-премьер. В первую очередь для этого необходимо поддерживать инвестиционные проекты развития Северного морского пути, полагает он.