«Свалка начинается не с ритейла, а в головах» - В СПЧ обсудили пути предотвращения образования мусора - "Коммерсантъ" - Издательский Дом КоммерсантЪ.

22:16 20.03.2019
(обновлено: 22:16 20.03.2019)

Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ) призвал розничные торговые сети принимать у граждан упаковку проданных товаров для ее дальнейшей переработки. Там уверены, что это будет способствовать предотвращению образования отходов, так как «все мусорные свалки начинаются в магазинах». По мнению же ритейлеров, рост производимого мусора связан с низкими доходами и менталитетом потребителей. Впрочем, Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») планирует уже в 2019 году начать принимать у покупателей упаковку от использованных товаров, стимулируя их дополнительными скидками на продукцию.


Ситуация с отходами остается напряженной, продолжаются протесты граждан, и все это происходит на фоне роста объемов образования мусора, заявил председатель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов на спецзаседании совета, посвященном предотвращению образования отходов. Так, по данным «Гринписа России», количество ежегодно производимого мусора в расчете на каждого жителя России увеличилось с 2000 года на 80%: «Если в 2000 году на одного человека в РФ приходилось порядка 220 кг отходов, то к сегодняшнему дню этот показатель вырос до 400 кг на человека в год». По словам руководителя проекта «Ноль отходов» «Гринписа России» Александра Иванникова, значительным фактором роста образования отходов является увеличение объемов одноразовой упаковки.

Кто зарабатывает на отказе от пластика

«Все мусорные свалки начинаются в магазинах,— согласился Михаил Федотов.— Достаточно посмотреть, какой объем упаковки мы каждый день несем домой из магазина, сколько в нашей сумке продуктов, а сколько упаковки». В связи с этим глава СПЧ призвал розничные торговые сети принимать упаковку для последующей переработки: «Акции по приему упаковки или переходу на биоразлагаемые материалы не только помогают снизить нагрузку на экологию, но и лучше любой рекламы повышают имидж магазина. Поэтому мы предложили бы рассмотреть такой принцип: продал товар — принял упаковку».

По мнению председателя президиума Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ; включает X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту», Auchan) Сергея Белякова, «обвинять» магазины в росте образования отходов — значит упростить проблему, на которую также влияет менталитет производителя и потребителя: «Это не так, свалка начинается не с ритейла, а в головах. Россия — очень большая страна, в которой падает уровень доходов». «Часто упаковка, которая нами трактуется как избыточность на таких совещаниях, например, чай,— четыре упаковки: фольга, бумажная упаковка, полиэтиленовая лента и то, куда вы его кладете,— привел пример господин Беляков.— Ему есть альтернатива — развесной чай, но никто не будет покупать его, потому что все предпочитают удобства».

Крупнейшие компании раскрыли объемы производимого ими пластика

«Мы не видим пока возможности полностью отказаться от одноразовых пакетов из первичного пластика, потому что мы не можем пока полностью заменить их для всех покупателей даже при введении многоразовой упаковки и бумажной упаковки»,— отметила директор по корпоративным коммуникациям Х5 Retail Group Елена Коннова. Компания видит большой потенциал в стимулировании покупателей к сдаче упаковки за счет скидок и программы лояльности, прокомментировала она предложение Михаила Федотова.

«Эта схема пока находится в разработке, мы планируем ее запустить в этом году,— заявила Елена Коннова “Ъ”.— Основная проблема — это инфраструктура. Нужны специальные аппараты (для приема вторсырья.— “Ъ”), которые пока производятся только за рубежом. Но мы видим перспективы в этом проекте и готовим его».

Кроме того, ритейлеры заявили о готовности передавать нуждающимся продукты, до конца срока годности которых остается несколько дней, через благотворительные организации.

По словам директора по реализации общеотраслевых проектов и программ Х5 Retail Group Дмитрия Русакова, сейчас магазины не имеют такой возможности: «Налоговый кодекс не позволяет эффективно это делать — для нас утилизация продуктов будет на 30–40% дешевле, чем отдать ее за два-три дня до окончания срока годности нуждающимся людям. Достаточно внести незначительные изменения в законодательство, для того чтобы мы получили возможность передавать эту продукцию нуждающимся людям».