Школьный психолог и первоклассник довели друг друга до полиции - Эксперты считают агрессию проблемой, выходящей далеко за пределы образовательных учреждений - "Коммерсантъ" - Издательский Дом КоммерсантЪ.

20:01 12.03.2019
(обновлено: 20:01 12.03.2019)

Во вторник СМИ сообщили о драке первоклассника с психологом в здании школы на северо-востоке Москвы и полицейской проверке, которая проводится в связи с обращениями матери ученика и психолога. Менее месяца назад драка третьеклассников также произошла в московской школе №67: тогда в результате конфликта между учениками в больницу были доставлены три девочки. По словам экспертов, агрессия в школах — это не тенденция последних месяцев, а «проблема, выходящая далеко за пределы образовательных организаций».


По данным «Интерфакса», мать ученика одной из школ, расположенных на улице Корнейчука в Москве, обратилась в полицию с жалобой на то, что ее сын на перемене был избит школьным психологом. Женщина заявила, что ее сын поругался с одноклассниками и обратился к психологу, а она вмешалась в конфликт и якобы «оттащила» ребенка в класс. У первоклассника были диагностированы поверхностные травмы головы, ссадина и кровоподтеки. Позже в полицию якобы поступило сообщение, что школьный психолог обратилась в больницу, где ей диагностировали множественные ушибы рук, нанесенные первоклассником. В связи с обращениями полицией проводится проверка.

Впрочем, в пресс-службе УВД по СВАО оперативно подтвердить или опровергнуть для “Ъ” эту информацию не смогли.

Это не первый случай подобного конфликта в школе с начала года. Так, в конце февраля в московской школе №67 произошла драка учеников третьего класса, в результате которой в больницу были доставлены три девочки. Тогда медики зафиксировали у детей закрытые травмы живота, черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Директор школы №67 Андрей Козлов заявил, что в драке участвовали пять девочек, а причиной конфликта послужили «неприязненные отношения друг к другу».

Почему проявления учительской агрессии стало невозможно скрывать

После этого 1 марта уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова подвергла критике действия педагогов, которые не смогли «управлять конфликтом», который привел к драке третьеклассников в московской школе. «Если мы здесь уже не владеем ситуацией, что говорить, когда задача будет следующего уровня сложности»,— подчеркнула госпожа Кузнецова. По ее словам, несмотря на то, что виновного должно определить следствие, в любом случае «за все, что происходит в классе, отвечает педагог».

Педагог-психолог России—2018 Ольга Юрчук в интервью “Ъ” осенью прошлого года также отмечала, что «психолог должен выходить на общие собрания к родителям и учителям и объяснять, на какие особенности поведения нужно обратить внимание», однако «если в классе происходит травля, педагог (профильный или классный руководитель.— “Ъ”) всегда это видит».

В 2018 году также произошло несколько случаев оскорбления и избиения школьников учителями — тогда видеозаписи конфликтов ученики выложили в интернет. Несколько учителей после того, как конфликты получили огласку, уволились из школ, против некоторых были возбуждены уголовные дела по ст. 117 УК РФ (истязание) и ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Госпожа Юрчук тогда отмечала, что подобные скандалы говорят не о росте уровня агрессии в образовательной среде, а о том, что этот уровень стал заметнее:

«Благодаря технологическому прогрессу школа из закрытого мира превращается в открытую площадку». Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Рудой также отмечал, что агрессия в учебных заведениях — это не тенденция последних месяцев, а «проблема, выходящая далеко за пределы образовательных организаций», в том числе по причине «недофинансирования образования и загруженности учителей отчетностью».

В конце прошлого года Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС опубликовал результаты ежегодного межрегионального мониторинга эффективности школы. Из них следовало, что как минимум треть учителей видит снижение качества учебы школьников, уважения школьников к учителям и ухудшение поведения учеников.