Российских школьников ждет международная контрольная Минпросвещения готовится к проверке PISA

21:09 05.07.2018
(обновлено: 21:09 05.07.2018)

Министр просвещения Ольга Васильева на совещании с главами региональных образовательных ведомств рассказала, как намерена выполнить поставленную в указе президента РФ задачу войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Оценивать уровень знаний 15-летних учащихся предполагается с помощью исследования PISA. По подсчетам экспертов, на эти цели может потребоваться 102,4 млрд руб. В профессиональном сообществе грядущие изменения сравнивают с «натаскиванием на ЕГЭ».


Россия занимает 34-е место из 188 в рейтинге по индексу уровня образования — комбинированному показателю программы развития ООН, учитывающему уровень грамотности взрослого населения и индекс совокупности доли учащихся, получающих образование. Об этом рассказала Ольга Васильева на совещании в Сочи. Она также напомнила, что согласно майскому указу 2018 года президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по уровню качества общего образования к 2024 году. Глава ведомства рассказала, что основным критерием, измерителем уровня грамотности школьников станет исследование PISA, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития. Тест проводится раз в три года и определяет уровень знаний 15-летних школьников по читательской, математической и естественно-научной грамотности.

«Следующая оценка PISA будет в 2022 году, ее пройдут дети, которые сейчас пошли в пятый класс,— сказала Ольга Васильева.— Нам нужно подготовиться». Причем в исследовании примут участие не менее 49 регионов. Госпожа Васильева напомнила, что, согласно последнему исследованию 2016 года, российские школьники показали «недостаточную сформированность» использования нестандартных решений в условиях, близких к реальным, а также низкий уровень умения работать в команде. «По мнению зарубежных экспертов, причина связана с особенностью организации учебного процесса, с нашей ориентацией на предметное овладение знаниями и решением стандартных задач. Как правило, в эти задачи входят задания основного госэкзамена или единого госэкзамена»,— пояснила министр.

Как эксперты КГИ предлагали вкладываться в школьное образование
Как эксперты КГИ предлагали вкладываться в школьное образование

Для вхождения в топ ведущих стран потребуются «комплексное изменение учебной деятельности, объективная оценка системы образования (профессиональных компетенций педагогов и руководителей) и ориентация при международной оценке на другую систему оценочных результатов». Министр сообщила о планах запустить обязательный мониторинг знаний российских учащихся (начиная с пятых классов), в котором будут применяться измерительные инструменты PISA. Кроме того, по словам министра, на базе центров непрерывного образования будут готовиться «учительские команды, чтобы достойно дать ответы на запросы PISA».

«Почти уверена, что сидящие здесь журналисты строчат тексты: "Васильева призывает перевести систему российского образования на подготовку к международной истории",— заметила министр, посмотрев в зал,— но это не так, ничего я не призываю».



По ее мнению, у России есть все основания, чтобы в 2022 году успешно пройти оценку PISA: речь идет «о расстановке акцентов на том, что будет проверяться в первую очередь».

В апреле 2018 года НИУ «Высшая школа экономики» выпустил экспертный доклад с анализом проекта по обновлению содержания школьного образования, который, по оценкам авторов, позволил бы добиться поставленной в президентском указе цели. По подсчетам экспертов, для этого необходимо потратить 102,4 млрд руб.

«PISA — хороший диагностический инструмент, но он по определению не может быть использован в качестве базы для выстраивания системы образования,— отметил в беседе с “Ъ” сопредседатель профсоюза учитель Леонид Перлов.— Мы уже однажды больно обожглись, пойдя по такому пути, когда стали учить детей по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ, потому что в федеральном стандарте образования не прописано его содержание, но есть требования к результатам». По его мнению, грядущие изменения в системе могут быть сопоставимы «с натаскиванием на ЕГЭ, однако с педагогической точки зрения не несут никакой пользы».


АРМИЯ
ТЕХНОЛОГИИ