«Оборонка» не хочет думать по-граждански - Предприятия ОПК Челябинской области не торопятся выполнять поручения президента по диверсификации - Коммерсантъ (Челябинск) - Издательский Дом КоммерсантЪ.

00:00 05.03.2019
(обновлено: 00:00 05.03.2019)

В Челябинской области предприятия оборонно-промышленного комплекса пока не обладают необходимыми компетенциями для увеличения доли гражданской продукции до 50% к 2030 году в соответствии с поручением президента. По данным минэкономразвития региона, чтобы выполнить поручение президента необходимо в пять раз увеличить производство «гражданки». Основными проблемами сегодня являются незнание рынка и отсутствие навыков работы в рыночных условиях, дефицит оборотных средств и кадров. При этом, по мнению чиновников, пока значительная часть предприятий, загруженных гособоронзаказом, занимает консервативные позиции в вопросе диверсификации в силу «менталитета». Представители предприятий говорят, что главная проблема в том, что «никто не знает, что производить», но чтобы ее решить, необходимо адаптироваться к рынку.


Предприятия оборонно-промышленного комплекса Челябинской области должны в пять раз увеличить выпуск продукции гражданского назначения, чтобы выполнить поручение президента РФ, обозначенное в послании Федеральному собранию в 2016 году, в соответствии с которым к 2030 году «гражданка» должна занимать долю в 50% от общего объема производства. Об этом сообщил министр экономического развития региона Сергей Смольников на заседании правления областного отделения ассоциации работодателей «Союз промышленников и предпринимателей».

«Так сложилось исторически, что на наших предприятиях как минимум на 80%, 90%, а то и 100% производство сводится к гособоронзаказу. Задачи, поставленные президентом, очень серьезные и амбициозные. По нашей информации из открытых источников, мы предполагаем, что предприятия ОПК должны решить задачу увеличения выпуска гражданской продукции в пять раз. Это очень серьезный вопрос, особенно в отсутствии должных компетенций в производстве гражданской продукции, понимания и знания рынка, специфических навыков, как эту продукцию на рынке продвигать, нехватки оборотных средств, дефицита компетентных кадров. Наши предприятия пока не понимают, что нужно делать, на какие рынки выходить, чтобы максимально использовать свой потенциал»,— сообщил господин Смольников. По его словам, для решения в том числе этой проблемы в Челябинской области работает Индустриальный совет, где «встречаются» представители предприятий и инновационных стартапов, у которых есть идеи, но нет производственной площадки. Кроме того, минэкономразвития ведет работу с госкорпорациями (Роскосмос, Росатом, Ростех, «Газпром», НОВАТЭК) и доводит информацию по их закупкам до предприятий, тем самым, по словам министра, формируя гарантированный рынок сбыта. Также идеи для развития гражданского направления можно почерпнуть из перечня выпадающих компетенций по производству импортозамещаемой продукции, составленного Минпромторгом РФ, и принятой недавно Стратегии пространственного развития РФ, которая предполагает серьезные государственные вложения в инфраструктурные проекты.

По данным минэкономразвития региона, в Челябинской области работают 34 предприятия ОПК, на них заняты около 60 тыс. человек. Ежегодные налоговые платежи в бюджеты всех уровней составляют 20 млрд руб. На предприятия ОПК приходится 10% валового регионального продукта.

Проблему недостатка оборотных средств у предприятий в правительстве региона предлагают решать через такие структуры, как федеральный и региональный фонды развития промышленности, программы Минпромторга. Помимо этого, по словам Сергея Смольникова, Внешэкономбанк и его дочерние структуры «очень заинтересованы в сотрудничестве».

В разговоре с “Ъ-Южный Урал” министр отметил, что сегодня около 60% предприятий ОПК занимают довольно консервативные позиции и не проявляют активности в решении проблемы диверсификации.

«У них психология такая. Несколько раз уже говорили, что гособоронзаказа не будет, но он все продолжается и продолжается. Пока они чувствуют себя уверенно, они загружены под завязку, с “гражданкой” проблемы, а с гособоронзаказом проблем нет. Проблема, прежде всего, в менталитете»,— говорит господин Смольников.



Представители оборонно-промышленного комплекса признают необходимость «трансформации».

«Чтобы выполнить показатели, необходима трансформация и самих предприятий ОПК. Самый проблемный вопрос — какую продукцию производить, но чтобы ответить на него, необходимо адаптироваться к рыночным условиям производства и реализации продукции, изучить правила рынка, маркетинга. Я понимаю, что для многих здесь присутствующих эти слова звучат странно, но это действительно так, необходимо учиться»,— сообщил генеральный директор АО «Златоустовский машиностроительной завод» Антон Лобанов на заседании СПП».

По данным президента Ассоциации предприятий ОПК Челябинской области, директора ФГУП «Завод “Прибор”» Рустама Мухаметшина, сегодня доля выпуска гражданской продукции оборонными заводами региона в среднем не превышает 17–18%. Но ситуация по разным предприятиям существенно разнится: некоторые приближаются к 50%, но это исключение из правил, у других — менее 5%. По его словам, «при вдумчивом подходе конкретных руководителей на конкретных предприятиях» добиться выполнения поручения президента можно, но необходим «управленческий талант».

«Часть руководителей увидели для себя возможность реализовать себя в политике импортозамещения. Второе направление — это прорывные инновационные технологии. Также есть большой потенциал для участия в крупных инфраструктурных проектах. Но мое субъективное мнение, что мы недостаточно активно движемся в этом направлении, и здесь несколько причин. Во-первых, даты — 2025 год и 2030 год — сами по себе относительно далеко и, как правило, находятся за пределами трудовых контрактов наших руководителей. Во-вторых, пока есть разрозненные программы, курируемые разными профильными министерства, а они живут в отрыве от поручений президента, у них другие целевые показатели и задачи, в единую систему они не увязаны и каких-либо преференций для предприятий ОПК не прописаны»,— говорит господин Мухаметшин. По его мнению, «можно было бы провести определенную лоббистскую работу», чтобы вовлекать в инфраструктурные проекты, реализуемые крупными федеральными компаниями, местные предприятия.