Столичному образованию поставили оценку Москва заняла пятое место в мире по среднему уровню знаний школьников

17:30 03.07.2018
(обновлено: 17:30 03.07.2018)

Система образования Москвы входит в число передовых на глобальном уровне. К такому выводу пришли аналитики международной консалтинговой кампании Bain & Company Russia, сравнив уровень образования в столице и 20 ведущих мегаполисах мира. Аналитики поставили Москву на пятое место в мире по блоку «Знания», в котором оценивали средний уровень знаний школьников, доступность знаний и достижения сильнейших учащихся. Из слабых сторон авторы отметили то, что только 6% школьников свободно владеют английским языком. Ранее Москва уже подтверждала лидерство в международном исследовании PISA в 2016 году. Впрочем, эксперты указывали, что дальнейшее улучшение результатов маловероятно.


Международная консалтинговая группа Bain & Company Russia представила доклад «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен». Аналитики оценивали динамику сферы образования города в период с 2010 по 2017 год в сравнении с 20 мегаполисами мира. Исследование проводилось методом опроса 9 тыс. родителей учащихся, из которых 1 тыс. была опрошена в Москве. Также в анализе учитывались результаты международных и местных исследований качества образования. «Были выбраны крупнейшие города по численности населения из стран, входящих в топ-100 по ВВП на душу населения, представляющие различные регионы мира. Кроме этого в список для анализа были добавлены мегаполисы с интересными для анализа образовательными системами, такие, например, как Хельсинки»,— поясняет соавтор отчета партнер Bain & Company Андрей Панов.

Образование в Москве оценивали по трем ключевым показателям: знания учащихся, Digital и развитие индивидуальных талантов, дополнительное образование.

Москва входит в число лидеров по трем ключевым параметрам блока «Знания»: средний уровень знаний, плотность результатов и достижения сильнейших учащихся, констатировали составители доклада.

В группу лидеров также входят: Сингапур, Шанхай, Гонконг, Хельсинки и Токио. Традиционно московские школьники демонстрируют высокие результаты по математике, отмечают аналитики компании. Москва занимает шестое место в мире по среднему уровню математической грамотности, уступая Шанхаю, Сингапуру, Гонконгу, Токио и Сеулу. Хуже столичные школьники справляются с естественными науками (десятое место в мире) и чтением (девятое место в мире).

В категории Digital Москва смогла подняться на ведущие позиции лишь по некоторым показателям. Например, авторы отмечают, что в 87% случаев у родителей есть возможность удаленно отслеживать успеваемость детей, при этом только 33% отмечают активность школы в социальных сетях. 93% опрошенных родителей указывают, что довольны появлением электронного дневника.

Таким образом, авторы отнесли Москву к городам, «наращивающим применение технологий в школе, но пока имеющим некоторые пробелы».

Аналитики считают, что к концу года Москва может выйти в лидеры по развитию цифровой инфраструктуры.

Согласно представленным данным, 42% детей посещают спортивные кружки и секции, 30% — относящиеся к сфере культуры, 29% занимаются техническим творчеством. Половина московских школ участвует в проекте по предпрофессиональному образованию, в котором старшеклассники могут попробовать себя в различных профессиях. Подавляющее большинство занимаются в инженерных и медицинских классах.

Только 6% московских школьников владеют английским языком на свободном уровне, отмечают авторы доклада. «Значительный прогресс в уровне владения языком достигается за счет погружения в среду»,— говорится в докладе. При этом авторы подчеркивают, что, например, в Гонконге каждая государственная школа имеет позицию учителя—носителя английского языка.

Условия обучения признаны плохими в половине российских школ
Условия обучения признаны плохими в половине российских школ

Среди рекомендаций авторы исследования называют организацию онлайн-курсов от ведущих московских школ, доступных школьникам из регионов и других стран, а также реализацию программ ротации учителей и директоров между школами. «Главный упор в будущем Москве нужно сделать на доступность, распространение и использование электронного контента»,— считают в компании. В том числе позаботиться об обеспечении школьников цифровыми устройствами.

Кому именно адресованы рекомендации, в компании уточнить не смогли, отметив, что «они релевантны как минимум для большинства крупных российских мегаполисов».

Напомним, в 2016 году Москва уже показывала высокие результаты в международном исследовании PISA. Тогда эксперты сделали вывод, что московская система образования по уровню читательской и математической грамотности входит в топ-10 образовательных систем мира, а по уровню естественнонаучной грамотности — в топ-20. Впрочем, как сообщал “Ъ”, в экспертном сообществе указывали на то, что «если рассматривать Россию в группе стран с сопоставимым уровнем ВВП, то оказывается, что мы уже вышли на лидерские позиции в этой категории и существенное улучшение результатов в следующих волнах исследования маловероятно».


АРМИЯ
ТЕХНОЛОГИИ